Школьный праздник:

Праздник юности

News image

Действующие лица: ведущий, ведущая, участники пьесы «Вертихвостки» — Саша Широких – старшеклассница, «синий чулок», у нее гладкие, зачесанные наз...

Последний звонок

News image

Действующие лица: ведущая, ведущий, чтец-выпускник, чтецы-первоклассники, представители школы и общественности. Предварительная подготовка. Альбо...

Устрой корпоратив:

Выбираем места для проведения корпоративных праздников

News image

Можете арендовать прогулочный катер или же теплоход. Это будет достаточно необычно, интересно и красиво. Путешествие на катере для ваших рабочих ст...

Банкет с частичным обслуживанием

News image

Этот вид банкета наиболее распространен при проведении товарищеских встреч, разных торжеств и юбилеев. Размещение гостей, как правило, произвольное,...

Главная - Русский праздник - Масленичные игры

Масленичные игры
Организация праздника - Русский праздник

масленичные игры

В старину одним из наиболее популярных масленичных развлечений были кулачные бои: крестьяне и горожане одинаково любили поразмять косточки в драке, и побоища сплошь и рядом принимали грандиозный характер, заканчиваясь иногда тяжелыми увечьями. «В последний день Масленицы происходил ужасный бой. На базарную площадь еще с утра собирались все крестьяне, от мала до велика. Сначала дрались ребятишки (не моложе 10 лет), потом женихи и, наконец, мужики. Дрались, большей частью, стеной и «по мордам», как выражались крестьяне, причем после часового упорного боя бывала передышка». Но к вечеру драка, невзирая ни на какую погоду, разгоралась с новой силой, и азарт бойцов достигал наивысшего предела. Тут уже стена не наблюдалась – все дрались, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походила на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жаркими бывали эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходили с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них были разодраны в клочья.

Существовал и другой старинный обычай, не имеющий, впрочем, ничего общего с грубой и дикой дракой – это русский карнавал. Только, разумеется, условия нашего климата и особенности деревенского быта не позволяли этому празднику принять характер того пышного торжества, какое мы наблюдаем у народов Запада. Наш деревенский карнавал был гораздо проще, беднее и первобытнее. Начинался он обыкновенно в четверг на масленой неделе. Парни и девушки делали из соломы чучело, одевали его в женский наряд, купленный в складчину, и затем в одну руку вкладывали бутылку с водкой, а в другую – блин. Это и была «сударыня-масленица», героиня русского карнавала. Чучело ставили в сани, а рядом прикрепляли сосновую или еловую ветку, разукрашенную разноцветными лентами и платками. До пятницы «сударыня-масленица» хранилась где-нибудь в сарае, а в пятницу, после завтрака, парни и девушки веселой гурьбой вывозили ее на улицу и начинали шествие. Во главе процессии следовала, разумеется, «масленица», рядом с которой стояла самая красивая и нарядная девушка. Сани с «масленицей» волокли три парня. За этими санями тянулась длинная вереница запряженных парнями же салазок, переполненных нарядными девушками. Процессия открывалась песней, которую затягивала первая красавица, с передних саней; песню дружным хором подхватывали остальные девушки и парни, и весь масленичный поезд весело и шумно двигался по деревенской улице. Заслышав пение, народ толпой высыпал на улицу: ребятишки, взрослые и даже пожилые крестьяне и крестьянки спешили присоединиться к шествию и сопровождали «масленицу» до самой катальной горы, где «сударыня-масленица» и открывала катание. Те самые парни, которые привезли ее на гору, садились в сани, а прочие прикрепляли к саням салазки и целым поездом, с хохотом, визгом и криком, неслись по обледенелой горе вниз. Катание обыкновенно продолжалось до самого вечера, после чего «сударыня-масленица» снова водворялась в сарай. На следующий день, в субботу, «масленица» снова появлялась на улице, но теперь уже в сани вместо парней впрягали лошадь, увешанную бубенцами, колокольчиками и украшенную разноцветными лентами. Вместе с «сударыней» опять садилась девушка, но уже не одна, а с парнем, причем у парня в руках – четверть водки и закуска (и то, и другое покупали в складчину). За сани же, как и прежде, привязывали салазки, на которых попарно сидели девушки и «игровые» парни. Эта процессия с пением ездила по селу, причем парни пользовались всякой остановкой, чтобы выпить и закусить. Веселье продолжалось до вечера, причем в катании принимали участие не только девушки, но и женщины. Последние катались вместе с «сударыней-масленицей» не столько ради удовольствия, сколько для того, чтобы «зародился длинный лен».

В воскресенье вечером «масленица» сжигалась. Этот обряд обставлялся со всей доступной для деревенской молодежи торжественностью. Еще загодя ребятишки, девушки и парни несли за околицу старые плетни, испорченные бочки, ненужные дровни и прочее и складывали из этих горючих материалов огромный костер. А часов в 8–9 вечера к этому костру направлялась печальная процессия, причем девушки жалобными голосами пели: «Сударыня-масленица, потянися». У костра «масленицу» ссаживали с саней и ставили на снег, потом снимали с елки ленты и платки и делили их между девушками и пели масленичные песни. Когда же раздавались снова песни: «Шли, прошли солдатушки из-за Дона, несли ружья заряжены, пускали пожар по дубраве, все елки, сосенки погорели, и сама масленица опалилась», – парни зажигали «сударыню-масленицу». Сожжение «масленицы» составляло, так сказать, заключительный аккорд деревенского веселья, за которым следовал уже пост, поэтому присутствующие при сожжении обыкновенно швыряли в костер все остатки масленичного обжорства, как то: блины, яйца, лепешки и прочее и даже зарывали в снег сам пепел «масленицы», чтобы от нее и следов не осталось.

Этот последний день Масленицы называется «прощеным», и крестьяне посвящали его заговенью. Часа в четыре пополудни на сельской колокольне раздавался печальный, великопостный благовест к вечерне, и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестились и старались стряхнуть с себя веселое масленичное настроение. Пустели мало-помалу людные улицы, стихали праздничный говор и шум, прекращались драки, игры, катания. Словом, широкая, пьяная Масленица круто останавливалась, и на смену ей приходил Великий пост. Приближение поста отражалось и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними. Едва смолкал церковный звон и отходила вечерня, как по избам начинали ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланялись крестьяне друг другу со словами: «Прости, Христа ради, в чем я перед тобой согрешил». «Прости и ты меня», – слышна была в ответ та же просьба. Так, перекочевывая из избы в избу, ходили до рассвета, причем, проходя по улице, и мужчины, и женщины считали своим долгом что есть мочи кричать: «Сударыня-масленица, потянися!» или: «Мокрогубая масленица, потянися!»

Некоторую особенность представляло прощение в семейном кругу. Вот как это происходило в Саратовской губернии. Вся семья садилась за ужин (причем последним блюдом обязательно подавалась яичница), а после ужина все усердно молились и затем самый младший начинал кланяться всем по очереди и, получив прощение, отходил в сторону. За ним, в порядке старшинства, начинал кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланялся и прощения у него не просил) и т. д. Последней кланялась хозяйка, причем просила прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланялся.

Чрезвычайно твердо соблюдался обычай прощаться с покойниками. По крайней мере, такого рода прощания сохранялись повсюду. Обычай ходить на кладбище в последний день Масленицы поддерживался, главным образом, бабами. В четвертом часу пополудни они кучками, в 10–12 человек, шли с блинами к покойникам и старались не разговаривать по дороге. На кладбище каждая отыскивала родную могилку, становилась на колени и била по три поклона, причем со слезами на глазах, шептала: «Прости меня, (имя рек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, женщины клали на могилку блины (а иногда ставили и водку) и отправлялись домой так же молча, как и пришли. При этом считалось хорошим признаком, если на третий день на могилке не оставалось ни блинов, ни водки: это означало, что покойнику живется на том свете недурно и что он не помнит зла и не сердится на принесшего угощение.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как организовать праздник:

Выбираем фотографа на свадьбу

News image

Все молодожены накануне своей свадьбы начинают озадачиваться выбором отличного фотографа. Это происходит по причине, что фотографи...

Любовное зелье для любимого - праздник для двоих

News image

Приготовьте для вашего любимого эротический ужин, после которого он будет не только в меру сыт, но и преисполнен желанием люби...

Какие цветы следует дарить на свадьбу?

News image

Свадьбы обычно могут происходить абсолютно в любое время года. Уже отталкиваясь от сезона, то цветы в качестве подарка могут отлич...

Какие подарки презентовать на 8 Марта?

News image

Все женщины с нетерпением ждут 8 Марта. В этот день не нужно идти на работу. Это праздник прихода весны, солнца, цветов. Для мужчи...

Полезные сценарии:

Сценарий гавайской свадьбы

News image

Если ваша мечта организовать свадьбу в лучших традициях райского великолепия не обязательно нужно ехать на Мальдивские острова. И не стоит тратить о...

Детский праздник «Город мастеров»

News image

Театрализованное представление проводится в день открытия детского творческого сезона – в сентябре. На приклубной территории (школьном дворе) зву...

Свадебные игры

News image

Неотъемлемой частью любой свадьбы всегда были танцы, шутки, игры и песни. Свадебные игры отличаются специфичностью, ведь в таком составе люди встреч...

Популярные конкурсы:

Как можно отпраздновать день рождения. Или отменить, если это понадобится.

News image

Организация дня рождения зависит от того, сколько лет малышу, и какой у него характер. Как пройдет праздник, зависит только от родителей, поэтому п...

Чем занять детей, пока все гости не собрались?

News image

Чтобы гости не скучали, пока еще не все собрались, дайте им какое-нибудь задание. Конечно, вы заранее все заготовите. Возможно, это будут книги с ве...

Проведение утренника в детском саду

News image

Утренник в детском саду, устроенный в честь дня рождения, отлично поможет малышу больше сдружиться с детками и почувствовать не только себя, но и ...

Какую выбрать тему?

News image

Определив тему своего вечера, вы сможете сконцентрировать усилия в определенном направлении. У вас наверняка появятся оригинальные идеи о том, как н...



Авторизация




Вкусности на праздник:

News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image

Самые разные сценарии для праздников:

News image

Вальс цветов

Если вы организуете это мероприятие, то не забудьте его никогда. Яркий цветочный бал останется в вашей памяти навсегда. Эту вечеринку можно проводит...

News image

С чего начать?

Первое, о чем мы советуем вам позаботиться – это тема, на основе которой вы организуете свой праздничный вечер. Затем решите вопрос о месте прове...

News image

Восточная романтика на День Святого Валентина

Чувственные танцы, жаркие ночи, изысканные сладости, соблазнительные наряды, ароматные благовония. Арабский стиль, открывающий отличные возможности...

News image

Новый год. «Когда часы 12 бьют»

Итак, наступает канун Нового года, и мы с нетерпением ждем этого веселого и всеми любимого праздника. Если вы собираетесь отмечать его дома в компан...

News image

Сценарии для девичника

Перед свадьбой желательно девичник устроить. Можно выбрать пижамную вечеринку. Договоритесь с приглашенными подругами одеться в уютные пижамы, купит...

News image

«Как вы знаете друг друга»

Ведущий раздает каждому участнику по листку бумаги и начинает задавать вопросы. Каждый участник должен ответить на этот вопрос о своем партнере. Пос...

Главная | Праздничный каталог | Добавить статью | Структура сайта | Новости | Блог